24.06 / пн / 18:00

Борис Березовский: Бетховен, Шопен, Балакирев, Ляпунов

Большой зал Пермской филармонии

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Соната № 13 ми-бемоль мажор (Sonata quasi una Fantasia), ор.27, № 1 (1801)
Andante. Allegro. Andante
Allegro molto e vivace
Adagio con espressione
Allegro vivace
Милий Балакирев (1837–1910)
Скерцо № 2 си-бемоль минор, BM. 108 (1900)
Людвиг ван Бетховен
Соната № 15 ре мажор («Пасторальная»), ор. 28 (1801)
Allegro
Andante
Scherzo, Allegro vivace
Rondo. Allegro ma non troppo
Сергей Ляпунов (1859–1924)
«Лезгинка», № 10 из цикла «12 трансцендентных этюдов для фортепиано», op. 11 (1897–1905)
Фредерик Шопен (1810–1849)
Скерцо № 2 си-бемоль минор, ор. 31 (1835–1837)
Людвиг ван Бетховен
Соната № 17 ре минор («Буря»), ор. 31 № 2 (1802)
Largo — Allegro
Adagio
Allegretto
Милий Балакирев
Скерцо № 3 фа-диез мажор, BM. 117 (1901)
«Исламей», восточная фантазия, ор. 18, BM. 62 (1869)

6+
Пианист Борис Березовский предлагает программу, которая охватывает ровно сто лет музыкальной истории, с 1801 по 1901 годы. Между включенными в концерт сочинениями возникают параллели и неожиданные рифмы, которые позволяют увидеть в фортепианной музыке XIX века единое, динамично развивающееся целое.

Ядром программы стали три сонаты Людвига ван Бетховена, принадлежащие к среднему периоду его творчества. В это время, добившись устойчивого признания в Вене как композитор и пианист, Бетховен экспериментирует с формой и содержанием своих сочинений. 13 соната вступает в диалог с популярным в то время жанром фантазии, чьи приметы - компактность, парадоксальные смены контрастных аффектов, отсутствие пауз между частями и общая атмосфера творческой непочтительности к правилам. В 15 сонате Бетховен возвращается к устоявшейся схеме "большой сонаты" и пишет одну из самых светлых своих композиций, получившую от издателей титул "Пасторальной". Даже в поздние годы композитор охотно играл друзьям медленную часть этой сонаты, в которой найден на редкость удачный баланс сердитого юмора и лирической грусти. 17 соната, одна из самых известных у Бетховена, вносит в инструментальную музыку возвышенный трагизм театрального жеста. Ромен Роллан видел в ней противостояние "потока неумолимой и дикой силы" и "владычества мысли, которая парит в высоте". Динамичные гармонии и резкие смены образов складываются в бесконечный вихрь времени, который гонит героя на поединок с судьбой; композитор наверняка вложил в музыку эмоции, которые испытывал в борьбе с подступающей глухотой.

Второе скерцо Фридерика Шопена - это квинтэссенция романтического мироощущения, резкая, жесткая и беспокойная музыка, в которой ненадолго достигнутая хрупкая гармония распадается под ударами чувственных бурь. Здесь нет ни простонародности, ни фантастики, ни юмора - их место занимают взвинченный драматизм и до предела субъективная эмоциональная палитра. Роберт Шуман сравнивал страстный характер скерцо с поэмой Байрона, "настолько оно нежно, дерзко, настолько полно любви и презрения".

Роль Милия Балакирева в формировании стиля русской музыки второй половины XIX века до сих пор не оценена по достоинству. Десятилетиями откладывая завершение собственных композиций, он фактически сочинял музыку через других людей, диктуя творческие решения товарищам по "Могучей кучке" и Чайковскому. В конце века, вернувшись в музыку после нервного срыва и последовавшей за ним самоизоляции, он обращался мыслями к своим ранним опусам, развивая заложенные в них идеи. Два скерцо, написанных им в старости - это легкая, прозрачная и виртуозная музыка с оттенком восточного колорита; долгое время они были малоизвестны, как и другие поздние сочинения композитора. "Исламея", написанного Балакиревым в период творческого расцвета на основе подлинной темы кавказского танца, ждала более счастливая судьба. Пьеса стала общеевропейской сенсацией и прочно вошла в репертуар пианистов - известно, что Морис Равель писал своего "Скарбо" с осознанным намерением превзойти ее в виртуозности.

Сергей Ляпунов был одним из немногих композиторов молодого поколения, кто интересовался Балакиревым в конце его жизни и поддерживал с ним связь. Ляпунов оркестровал музыку старшего коллеги, а после его смерти закончил несколько сочинений и унаследовал несколько должностей. Его "Лезгинка" из "Двенадцати трансцендентных этюдов" явно вдохновлена "Исламеем", а цикл в целом задуман как второй том к одноименному циклу Листа, и замыкает его тональный круг.

билеты
Il Duetto Notturno | «Ночной дуэт»
Концерт 21.06 / пт / 01:30—05:00

Il Duetto Notturno | «Ночной дуэт»

musicAeterna Brass: оперные шедевры
Концерт 21.06 / пт / 18:00—05:00

musicAeterna Brass: оперные шедевры

Miludus: La Folie
Концерт 21.06 / пт / 22:00—05:00

Miludus: La Folie

Большой зал Пермской филармонии

Иоганн Себастьян Бах
(1685–1750)
«Страсти по Матфею»,
духовная оратория для солистов, двойного хора и двойного оркестра на либретто Пикандера (Кристиана Фридриха Хенрици), BWV 244

Исполняют:
Хор и оркестр musicAeterna
Детский хор «Весна» им А.С. Пономарева
Приглашенные солисты

Дирижер – Теодор Курентзис

Солисты:
Сопрано – Елизавета Свешникова, Елене Гвритишвили
Альты – Андрей Немзер, Наталья Буклага
Тенора – Егор Семенков в партии Евангелиста, Борис Степанов
Басы – Алексей Кротов в партии Иисуса, Игорь Подоплелов, Николай Мазаев

12+

Сейчас сложно представить, что «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха – этот краеугольный камень всей европейской музыки XVIII-XXI веков – двадцатилетнему Феликсу Мендельсону пришлось открывать заново в 1829 году. В родном лейпцигском соборе Св. Фомы «Страсти» исполнялись не только при жизни Баха, но и еще полвека (до 1800 года), но общеевропейскую, а затем всемирную известность этот шедевр обрел благодаря романтикам – во времена, когда принципы организации музыки и сами инструменты эпохи барокко канули, как тогда казалось, в лету. «Страсти по Матфею» (а за ними Месса си минор и другие сочинения Баха) оказались способны преодолеть стилевой, технологический и мировоззренческий разрыв и заговорить с людьми нового времени на их языке. С тех пор каждая эпоха по-своему понимала и интерпретировала эту духовную ораторию. С укреплением движения исторически информированного исполнительства «Страсти» были «переоткрыты» в их более или менее первозданном виде. И все же, процесс изучения композиторского замысла, поиска новых способов его постижения и восприятия продолжается до сих пор.
билеты подробнее

Дом Дягилева

Концерт-энигма
Il Duetto Notturno* \ * «Ночной дуэт»

Мила Фраенова — сопрано, скрипка
Марина Белова — теорба


18+

Ночные концерты-энигмы — одна из традиций Дягилевского фестиваля, определяющих его атмосферу. Это редкая возможность провести самые короткие ночи в году, слушая музыку разных эпох.

Какие именно произведения исполнят музыканты, становится известно лишь после завершения концерта. Такой прием помогает сфокусировать внимание: движения чувств в ответ на ход музыкальных событий — вот предмет внимательного наблюдения для всех участников события. Угадывать композитора и стиль той или иной композиции тоже может быть увлекательно: отгадки найдутся в программке, которую каждый получит после концерта.

В этом году концерты-энигмы проходят в исторической гостиной Дома Дягилева — в концертном зале особняка, где великий импресарио провел свои детские годы.



билеты подробнее

Большой зал Пермской филармонии

Увертюры, арии, сюиты из опер Моцарта, Россини, Оффенбаха, Вагнера и Пуччини в переложениях для брасс-ансамбля, миниатюры разных жанров.

6+

Семейство коллективов musicAeterna пополнилось брасс-ансамблем: артисты оркестра из группы медных духовых объединились под руководством трубача Павла Курдакова. На Дягилевском фестивале состоится первый большой концерт musicAeterna Brass.

В первом отделении прозвучит музыка из известных опер в переложениях для брасс-ансамбля. Оркестровые увертюры из «Волшебной флейты» Моцарта и «Вильгельма Телля» Россини и сложнейшие арии – например, ария Царицы Ночи из «Волшебной флейты» или арии Пуччини в сюите-попурри из его сочинений – требуют большой виртуозности и мастерства драматичной кантилены. Баркарола из оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» нуждается в нежной изящной подаче. Все эти оперные хиты в новой инструментальной оболочке с характерными для меди штрихами, красками и звуковой плотностью станут в большой степени сюрпризами для слушателей. И лишь Хор пилигримов из оперы Вагнера «Тангейзер» со своим сурово-экстатическом пафосом, напротив, словно сам стремится навстречу меди.

Второе отделение концерта напомнит об истоках ансамблей медных духовых. Впервые они стали популярными в ренессансном XVI веке, затем развивались как фанфарные оркестры, этнические ансамбли (например, на Балканах) или музыка для пленэра (самой экзотической формой которой стал русский роговой оркестр). Широкий репертуар брасс-ансамблей, как правило, основан на популярной, узнаваемой, часто танцевальной музыке. В русле этой традиции и будет построена вторая часть концерта-презентации musicAeterna Brass.

.
билеты подробнее

Частная филармония «Триумф»

Камерный концерт
Miludus: La Folie
Сочинения Люлли, Верачини, Генделя, Джеминиани, Рамо

Жан-Батист Люлли (1632–1687)
Ария Di rigori armata il seno, 4-й выход, 5-й акт комедии-балета «Мещанин во дворянстве», LWV 43(1670)
Франческо Мария Верачини (1690–1768)
Соната для скрипки и бассо континуо ре минор, № 12 из сборника 12 Sonate Accademiche, op. 2 (до 1744)
Passagallo: Largo assai
Allegro ma non presto
Adagio
Ciaccona: Allegro ma non presto
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Кантата La Lucrezia (O Numi eterni) для сопрано и бассо континуо фа минор, HWV 145 (1706)
Речитатив O Numi eterni!
Ария Già superbo del mio affanno
Речитатив Ma voi forse nel Cielo
Ария Il suol che preme
Речитатив Ah, che ancor nell’abisso и ариозо Alla salma in fedel porga
Речитатив A voi, padre, consorte и ариозо Già nel seno comincia
Франческо Джеминиани (1687–1762)
Соната для скрипки и бассо континуо ре мажор, № 1, H. 85 из сборника «12 сонат для скрипки», ор. 4 (1739)
Adagio
Allegro
Largo
Allegro assai
Жан-Филипп Рамо (1683–1764)
Ария Безумия (La Folie) Aux langueurs d’Apollon из 2-го акта оперы-балета «Платея, или Ревнивая Юнона», RCT 53 (1745)

Ансамбль Miludus:
Мила Фраенова — вокал, скрипка
Иван Наборщиков — скрипка
Ольга Филиппова — клавесин
Марина Белова — теорба
Александр Гулин — виолончель

Елизавета Мороз - режиссер

16+

"Люди неизбежно столь безумны, что было бы безумием впасть в иное безумие - не быть безумным". Так сказал Блез Паскаль, один из самых наблюдательных мыслителей XVII века. Безумие, la folie, пронизывало собой его турбулентную эпоху. Опустошительные религиозные войны и битвы за наследство сменялись короткими периодами затишья. По дорогам Европы в попытках обыграть судьбу странствовали авантюристы. Искусство нового века, начавшись историей сумасшествия Дон Кихота, с каждым годом всё более пристально вглядывалось в темные глубины человеческих страстей: во власть безумия попадали Орландо и Геркулес, Генри Перселл выводил душевнобольных на сцену в своих песнях, а Уильям Хогарт заканчивал историю Повесы долговой тюрьмой и утратой разума.

В центре концерта La folie ансамбля Miludus - кантата "Лукреция" Георга Фридриха Генделя. Она сочинена во время пребывания композитора в Италии и написана на текст римского кардинала Бенедетто Памфили, чьему перу принадлежит также "Триумф времени и разочарования", премьера прошлогоднего Дягилевского фестиваля. "Лукреция" - фактически оперная сцена, в конденсированном виде рассказывающая историю добродетельной римлянки, которую изнасиловал царский сын. Не вынеся позора, она рассказала о случившемся мужу и заколола себя на его глазах. Музыка, поначалу традиционно чередует речитативы с ариями da capo, но во второй половине кантаты выходит из берегов - неожиданные перемены темпа и короткие рваные фразы выражают фатальное исступление героини.

Кантату окружают скрипичные сонаты двух итальянцев - Франческо Верачини и Франческо Джеминиани. Оба были выдающимися скрипачами, много путешествовали по Европе и встречались в Лондоне. Для скрипки оба писали музыку на пределе технических возможностей своего времени, изобретательную, экстравагантную и не всегда понятную современникам. В сонатах оба выглядят наследниками Арканджело Корелли, чьи сочинения в концертном стиле знаменуют собой начало высокого барокко. Их музыка не подражает пению и пользуется всеми преимуществами солирующего инструмента. Она динамична, богато орнаментирована и объединяет в единое целое виртуозные пассажи, танцевальные ритмы, контрапунктические упражнения и тонко варьируемые гармонические формулы.

Открывают и закрывают вечер арии двух классиков французского барокко - Жана-Батиста Люлли и Жана-Филиппа Рамо. Спектакли, из которых извлечены арии, объединяет желание героев преодолеть власть сложившегося социального порядка. Журден, протагонист "Мещанина во дворянстве", совместного спектакля Люлли и Мольера - буржуа, получивший дворянский титул, но мечтающий о недостижимом для него статусе наследственного аристократа. Нимфа Платея из оперы Рамо убеждена, что влюбленный Юпитер может вознести ее на более высокое место в божественной иерархии, чем написано ей на роду. Эпоха Старого режима видела в таких заблуждениях опасное отступление от разума, граничащее с сумасшествием и достойное наказания. Люлли включает в комедию дивертисмент Наций и сочиняет арию, текст которой составлен из итальянских оперных клише о "сладостных муках любви" (два с лишним века спустя Рихард Штраус в "Кавалере роз" напишет на этот же текст пародию на арию Пуччини). В опере Рамо Безумие появляется на сцене как персонаж и рассказывает историю Дафны, которая отвергла притязания Аполлона и была превращена в дерево: Купидон всегда мстит, и любовь жестока, когда он в ярости.

Елизавета Мороз, режиссер:
“Камерный музыкальный вечер предполагает театральное переживание, во время которого зрители следят за попытками героини расслышать собственное сознание и найти примирение с терзающими ее противоречиями. Внутри героини-певицы скрыт не один голос, но целый рой голосов. Порой их не разобрать. Порой они противоречат друг другу. Процесс расшифровки внутренних голосов и возможность услышать самого себя - центральная тема действия”.

билеты подробнее